Top.Mail.Ru
История граффити в России: от уличного искусства до признания

Граффити — это вид уличного искусства, представляющий собой рисование или написание графических или текстовых элементов на общественных стенах, улицах и других объектах. Этот термин чаще всего ассоциируется с неформальным, а иногда и противозаконным искусством, выполненным без разрешения владельцев или властей.

Зарождение истоков граффити оформления в России можно считать авангардное оформление фасадов зданий в стиле супрематизма в 1920-х годы. Самая известная работа — это торец здания Моссельпрома, расписанный по эскизам Родченко и текстом Маяковского. Но уличные граффити, такими какими мы привыкли видеть их сейчас стали появляться на домах лишь в начале 80-х годов. С 1990 года в стране уже во всю организовывали граффити фестивали, а в нулевые прошел самый первый международный граффити фестиваль в России!

Вот основные этапы истории появления граффити в России:

1. Начало (1980-е)

Граффити в России начало развиваться в 1980-х годах, когда молодежная культура начала меняться под влиянием западных тенденций. В этот период появлялись первые надписи и рисунки, часто связанные с протестом против существующего режима. Основным материалом служила краска и маркеры, но искусство граффити еще не имело четкого стиля и организации.

Сложно назвать монументальной росписью в моменте появления граффити в СССР, скорее это были осторожные попытки выйти на улицу. Начали появляться концептуалистический группы, такие как «Гнездо» и «Мухомор», которые устраивали акции с использованием уличного искусства. В нашей стране, уличное искусство появлялось в качестве протеста и социальных изменений.

2. Постсоветский период граффити (1990-е)

После распада Советского Союза уличное искусство в России получило новый импульс. Граффити стало одним из способов самовыражения молодежи в условиях социальных и экономических изменений. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, стали появляться более сложные теги и муралы, в которых можно было увидеть влияние хип-хоп культуры, а также социальные и политические выражения.

Открытость, появившаяся после 1991 года, позволила художникам выражать свои мысли и идеи, зачастую касающиеся актуальных общественных и социальных проблем. Надписи и изображения на стенах городов стали отражением настроений молодежи, протестом против несправедливости и бунтом против стереотипов.

В то время было сложно достать качественные граффити баллоны из Европы. А соблюдение субкультурных граффити канонов не позволяло использовать кисть и обычные краски для создания рисунков на стене. В одном из документальных видео о граффити в России, художники «второй волны» с грустью говорили, что держат в руках последнюю партию баллончиков и на этом граффити культура России завершится.

Приближаясь к 2000-ому году в России начинается граффити бум (читайте как graffiti boom) и уличное искусство превращается в настоящую индустрию.

3. Формирование субкультуры граффити в России (2000-е)

В начале 2000-х граффити в России трансформировалось в полноценную субкультуру. Появляются сообщества и группы художников, которые начинают организовывать гражданские инициативы и участвовать в легальных проектах. Некоторые художники начали искать способы легализовать свои работы, создавая муралы по заказу городских властей или культурных учреждений.

В начале 2000-х годов в России начался настоящий расцвет граффити как явления уличной культуры. Этот период стал важной вехой в развитии уличного искусства, когда граффити стало не просто вспомогательным способом самовыражения молодежи, но и полноценной арт-формой, которая привлекла внимание не только публики, но и отдельных институтов культуры.

В 2000-е годы начали активно формироваться сообщества граффитчиков, которые организовывались в группы и участвовали в соревнованиях. Различные коллективы, такие как «Крыша», «Subway» и другие, начали активно взаимодействовать, проводить совместные проекты и фестивали. Это создало почву для обмена опытом и ресурсами, возможности обучения и совместного творчества. Социальные сети и интернет также стали способствовать объединению художников, делая их работы более видимыми.

По мере того как граффити становилось всё более популярным, начали появляться легальные стены, на которых художники могли свободно создавать свои работы. В некоторых российских городах были организованы фестивали уличного искусства, такие как «Стенограффия» в Москве, которые позволяли талантливым граффитчикам выставлять свои работы на видном месте.

4. Признание и коммерциализация (2010-е)

К 2010-м годам граффити в России стало более приемлемым и признанным искусством. Художники получают заказы на создание арт-объектов и участвуют в международных фестивалях. На таких мероприятиях, как «Уличное искусство» в Москве и «Краски жизни» в Санкт-Петербурге, собрались граффитчики со всей страны и мира, позволяя искусству расширить свои границы.

Художники начали выставляться в галереях и музеях, где их работы воспринимались как часть современного искусства. Выставки, где представлены граффити и стрит-арт, стали привлекать внимание международного сообщества, что способствовало самоутверждению и укреплению статуса граффити.

5. Современное состояние граффити в России (2020-е)

На сегодняшний день граффити и уличное искусство продолжают развиваться в России. Новые технологии, такие как 3D-печать и цифровое искусство, находят применение в граффити. Многие художники стали востребованными в традиционных художественных кругах и выставляются в галереях. Однако, как и прежде, граффити сталкивается с вопросами легальности.

Граффити в 2020-х также стало частью более широкого движения в сторону уличного искусства, которое включает в себя не только граффити, но и муралы, стрит-арт и инсталляции. Многие известные художники, такие как Провода, Костя Мосс, и другие, создают масштабные работы, которые выходят за рамки традиционного граффити. Эти произведения часто приобретают яркую эстетическую ценность и становятся знаковыми для городов.

С развитием социальных сетей граффити стало доступнее для широкой аудитории. Художники используют такие платформы, как Instagram (запрещенная организация на территории РФ) и TikTok, для распространения своих работ и налаживания контактов с другими художниками. Это способствует обмену опытом и идеями, а также увеличивает популярность уличного искусства среди молодежи.

В 2020-х годах граффити в России продолжает оставаться важным культурным явлением, отражая не только художественные тенденции, но и социально-политические реалии. Сочетая легальные и нелегальные формы, уличное искусство продолжает эволюционировать, становясь все более разнообразным и многогранным. Так, граффити в России — это не только выражение протестного духа, но и динамичное поле для творческих экспериментов и социальных изменений.

Граффити в метро в России: Искусство под землей

Граффити в метро является одним из наиболее интересных и противоречивых мест, где уличное искусство находит свое выражение. В российском контексте, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, метро стало не только транспортной артерией, но и уникальной платформой для самовыражения и креативности.

Граффити в метро имеет свои корни в культуре уличного искусства, которая зародилась в 1960-х годах в США и быстро распространилась по всему миру. В России этот тренд начал развиваться в 1990-х и 2000-х годах, когда молодые художники, вдохновленные западными движениями, начали оставлять свои марки на стенах и вагонах метро. В условиях постсоветского общества, где молодое поколение искало новые формы самовыражения, граффити в метро стало способствующим фактором общественного дискурса.

Несмотря на то, что граффити в метро зачастую рассматривается как вандализм, существует и легальная сторона этого явления. Некоторые метрополитены, например, в Москве начали искать компромисс, предоставляя художникам возможности для создания легальных работ на специально отведенных стенах. Однако, большинство граффити остается нелегальным, и художники рискуют столкнуться с штрафами и арестами. Эта двойственность порождает в обществе споры о праве на самовыражение и пространство для искусства.

Борьба против вандализма

20 апреля 2014 года в Москве был принят закон «О благоустройстве в городе Москве», который требует согласования всех надписей и изображений на нежилых зданиях и многоквартирных домах с уполномоченными органами. Этот закон направлен на борьбу с несанкционированной рекламой: в соответствии с его положениями, собственники зданий обязаны закрашивать любые изображения, не получившие одобрение от правительства, за свой счет. Если работы проводятся за счет городских властей, администрация имеет право требовать от владельцев компенсацию через суд.

Кроме того, за нанесение рисунков экстремистского и аморального содержания, а также любого художественного творчества без согласия собственников, предусмотрено законодательство о вандализме согласно статье 214 УК РФ. За это может быть наложен штраф до 40 тысяч рублей, что эквивалентно трем месячным доходам правонарушителя, или предусмотрены обязательные и исправительные работы. В некоторых случаях наказание может достигать трех месяцев лишения свободы. Если вандализм совершается группой лиц с политическими или идеологическими мотивами, срок заключения может составлять до трех лет.

В соответствии с новыми нормами в 2020 году коммунальные службы закрасили граффити в Нагорном районе Москвы, на котором изображены советский космонавт Юрий Гагарин, собаки-космонавты Белка и Стрелка, а также ракета «Буран». Это граффити было выполнено в 2010 году студентами факультета дизайна Московского университета госуправления в рамках конкурса, посвященного 50-летию полета Гагарина в космос. Муниципалитет предоставил студентам краски, кисти и малярные костюмы. Прежде чем создать знаменитое изображение, будущие дизайнеры закрасили надписи, оставленные местными вандалами.

На протяжении десяти лет портрет Гагарина на Нагорной радовал москвичей, особенно молодежь, возрождая чувство гордости за страну. Однако он был уничтожен как раз в преддверии 60-летнего юбилея первого полета человека в космос. Осенью 2020 года в Москве прошла массовая кампания по закрашиванию несогласованных граффити, и к авторам этих работ не было предъявлено никаких претензий.

Граффити в метро в России представляет собой многогранное явление, которое сочетает в себе элементы искусства, социальной критики и молодежной культуры. Этот вид самовыражения не только украшает общественные пространства, но и служит отражением текущих общественных настроений и проблем. Несмотря на существующие препятствия и риски, граффити в метро продолжает развиваться, привнося свежие идеи и креативность в повседневную жизнь горожан. Как и любое искусство, оно имеет право на существование и вызывают дискуссии о том, что такое городская культура и как она должна выглядеть.

Услуги

Оставить заявку

На консультацию с художником

    Заявка

    Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработкуперсональных данных